Вот и подошел к своему завершению такой короткий в наших Северо–Западных краях водно-моторный рыбацкий сезон. Купленный еще в предсезонный период, правильно обкатанный подвесной мотор, при бережном к себе отношении, верой и правдой отслужил отпущенные ему природой и Правилами спортивного рыболовства месяцы между весенним и осенними нерестовыми запретами или отработал на судоходных реках весь период навигации. Он не доставил «тьфу, тьфу, тьфу…» своему хозяину на рыбалке никакой головной боли. Как его подготовить к такой же беспроблемной работе в будущем году? Этот вопрос должен волновать судовладельца в конце сезона текущего, потому и первый этап подготовки к новому сезону начинается с консервации на зиму.
Все, что изложено ниже, имеет прямое отношение только к двухтактным лодочным моторам, как наиболее простым в обслуживании. Счастливые обладатели четырехтактников тоже могут некоторые операции выполнить самостоятельно, например, протереть, очистить от грязи, заменить масло в редукторе, но более полную диагностику двигателя и масляный сервис лучше доверить специалистам.
Итак, завершающий сезон выезд на рыбалку подходит к финалу. Вы, с достойными ярчайших рассказов трофеями, подходите к берегу. На некотором удалении от него отсоединяете топливный шланг или перекрываете подачу из встроенного топливного бачка, давая возможность двигателю полностью выработать бензин, находящийся в поплавковой камере. Эта процедура с двигателем стала для вас вполне привычной. И если в этом сезоне вы уже не собираетесь использовать мотор на воде, можно частично выполнить пару шагов его консервации на зимний период.
Не буду утомлять читателя рассуждениями о ее полезности, о негативном влиянии конденсатов на металлические поверхности, но если вы хотите, чтобы техника служила возможно долгий срок, необходимо выполнить некоторые действия.
Действие первое – отвезти мотор в сервис официального дилера для осуществления послесезонного обслуживания и консервации в условиях мастерской….
Действие второе - запастись терпением, необходимым инструментом, консервантом и смазывающими материалами и выполнить необходимый комплекс работ самостоятельно…
Действие третье – не выполнять ни первое, ни второе действие, а сняв мотор с транца лодки, бросить его в углу гаража или на балконе. С тем, чтобы весной на различных Интернет-форумах порассуждать с видом знатока, какие некачественные моторы известных производителей поступают на отечественный рынок.
Если вами выбран путь самостоятельной консервации, то предлагается ее начать еще на воде в процессе завершения водномоторного сезона.
Для этого надо предварительно запастись консервантом двигателя. Каждая известная фирма продвигает на рынок ГСМ продукты под своей маркой, к примеру, у «MERCURY / MARINER» эти материалы объединены под маркой «QUICKSIVER».
Весьма удобными в обращении оказываются консерванты в аэрозольной упаковке. Корпорацией, в состав которой входят производители таких известных брендов, как *JOHNSON * OMC COBRA * EVINRUDE *, на наш рынок поставляется водномоторная химия под названием «OMC Genuine Parts STORAGE FOGGING OIL», являющаяся маслом–консервантом.
Подробная инструкция по применению прилагается к баллону, но, в общих чертах, использование такого консерванта сводится к разбрызгиванию аэрозоля в диффузор карбюратора при его работе на остатках топливной смеси. Для этих целей необходимо снять кожух мотора.
|
Фото 2. Если щель воздухозабора будет недостаточного размера для этой процедуры, то можно снять лицевую панель.
|
|
На Фото 3 - мотор со снятой лицевой панелью.
|
По завершению выработки топлива и остановке двигателя, используем консервант для обработки карбюратора, для чего рекомендуем вывернуть свечу зажигания и залить консервант непосредственно в камеру сгорания.
|
На Фото 4 - мотор с вывернутой свечой. Эту операцию, естественно, лучше выполнять уже на берегу.
|
После высадки на берег и снятия лодочного мотора с транца лодки, его желательно на некоторое время поставить вертикально для слива воды из системы охлаждения. Пока стекает вода, вывинчиваем свечу, заливаем консервант. Свечу возвращаем на место. Весь мотор и следы консерванта на поверхности, протираем мягкой тряпкой. Для покрытия консервантом максимальной поверхности, а также для того, чтобы окончательно избавиться от воды в контуре охлаждения, спустя несколько минут, убедившись, что выдернута страховочная чека (т. е. - электрическая цепь системы зажигания разомкнута), необходимо сделать несколько плавных потяжек за пусковое устройство или провернуть маховик строго в сторону его вращения при работе мотора!!! Это сделать просто обязательно, если температура окружающего воздуха около нуля градусов или ниже. А также, если предполагаемым местом хранения двигателя будет неотапливаемый гараж или открытый балкон.
Приборные исследования сроков сохранности и годности двухтактной смеси если и проводились, то без широкой публикации в отечественных СМИ, т. е. достоверными сведениями экспертиз не располагаем. Но вероятность образования в баке конденсата, различных «выпадений» и «образований», со всеми вытекающими…, достаточно высока. Есть, конечно, всякие стабилизирующие присадки к бензину и смеси, но стоит ли это все делать?
Многочисленный опыт коллег говорит о том, что не стоит экономить один-два литра смеси, значительно спокойнее на следующий год приготовить и залить свежую.
Если вы пользуетесь выносным баком, то отсоединив коллектор и выработав весь бензин в поплавковой камере, вы первый этап частично ВЫПОЛНИЛИ! В этом можно убедиться, вывернув винт из сливного отверстия поплавковой камеры (фото 5).
Фото 5.
|
Вторая часть первого этапа заключается в освобождении внешнего бака от горючего. Если же у вас встроенный бензобак, то, естественно, и его необходимо оставить пустым на период зимнего хранения. Освобождая от смеси встроенный бензобак, не надо переворачивать мотор вверх винтом, достаточно отсоединить подающий шланг и открыть кран подачи топлива.
|
На фото 6 - место отсоединения подающего шланга.
|
Соколов Владимир, СПб. , 15.10.2007